Учебно-методический центр
ФАС России

confeducationgost

Новости

Эксперты ФАС России и ОЭСР рассказали о применении антимонопольного комплаенса

Систему, позволяющую предупреждать нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России планирует закрепить в российской правовой системе.

Международный семинар «Продвижение деловой этики и антимонопольного комплекса с помощью эффективного корпоративного управления» провела Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в партнёрстве с компанией «Делойт» СНГ и при поддержке Федеральной антимонопольной службы России. Обсуждение комплаенса – корпоративной политики по соблюдению антимонопольного законодательства, «системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» – состоялось на площадке Учебно-методического центра ФАС России.

Семинар прошёл под председательством заместителя руководителя ФАС России Андрея Цыганова при участии начальника Правового управления ФАС России Артёма Молчанова, руководителя Татарстанского УФАС России Александра Груничева, директора Учебно-методического центра Ленара Шафигуллина и международных экспертов ОЭСР – Деспины Пачну и Гектора Леуэде. Среди участников – крупнейшие бизнес-компании Поволжья – Казань, Самара, Пенза и другие.

Главная цель – привлечение внимания российских компаний к применению комплаенса для минимизации и предотвращения антимонопольных рисков. Инициатива проведения мероприятия принадлежит ОЭСР: после успешного старта первого семинара, который в январе 2017 года состоялся в Москве, ОЭСР расширила географию и привлекла к обсуждению Санкт-Петербург и Казань. В северной столице семинар по комплаенсу прошёл 3 октября.

С точки зрения применения к антимонопольной политике комплаенс рассматривается как система предупреждения нарушений и эффективный инструмент сокращения риска стать фигурантом антимонопольного дела, в том числе при участии российских компаний в госзаказе, осуществлении закупок и соблюдения здоровых конкурентных отношений на рынке.

«Система комплаенса – это те меры, которые применяются внутри хозяйствующих субъектов, чтобы не нарушать антимонопольного законодательства и в итоге избежать рисков привлечения внимания антимонопольного органа», - пояснил Андрей Цыганов. Подтверждение его словам в реальных цифрах: пять лет назад ФАС России рассматривала в среднем 10 тыс. дел, после перехода к системе предупреждения их количество сократилось более чем в 2 раза.

Статистика также показывает, что большинство компаний, получив от антимонопольной службы сообщение о наличии в своих действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства, стараюсь максимально быстро эти признаки устранять: по итогам 2016 года количество исполненных предупреждений составило 4215.

Есть в антимонопольной системе и такое понятие как «явка с повинной» – в 2014 году подобных фактов было всего 28, в 2016 году – 91, а к концу года, по словам Андрея Цыганова, специалисты ФАС России прогнозируют порядка 100 «явок с повинной».

Наличие в системе компании антимонопольного комплаенса может существенно смягчить наказание за выявленное нарушение. Пример этому – опыт крупнейшего поставщика игрушек – Hasbro U.K. Ltd – в 2003 году компанию признали нарушившей соглашение о фиксировании цен и назначили штраф в размере 15,59 млн. фунтов стерлингов. Одним из смягчающих обстоятельств, позволивших снизить сумму на 10%, стал пересмотр и усовершенствование комплаенса.

Да, в российском законодательстве комплаенс не закреплен, однако есть компании, которые самостоятельно разработали и внедрили локальные акты по внутреннему предупреждению нарушений антимонопольного законодательства: МТС, ПАО «Сибур холдинг», ООО «Балтика», ПАО «Уралкалий». И несмотря на то, что существует проблема законодательного закрепления антимонопольного комплаенса, Артём Молчанов отметил, что без утверждения этой системы в отдельном законе, комплаенс останется лишь рекомендацией, готовность российских компаний с ним работать свидетельствует о потребности механизм комплаенса развивать и совершенствовать. И ФАС России в этом направлении уже активно работает.

Нормативное закрепление элементов антимонопольного комплаенса в настоящее время внедрено в Казахстане (отдельная статья прописана в Предпринимательском кодексе), Германии, Франции. Возможность снижения санкций при наличии комплаенса предусмотрена в Великобритании и Италии.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи